Как крысы в Doom играли
Крысы являются одними из умнейших животных на планете. По уровню развития интеллекта они значительно превосходят ворон, собак и даже обезьян. Не так давно ученые даже заметили, что крысы способны приходить друг другу на помощь в трудную минуту. Поэтому грызуны отлично поддаются дрессировке, а это позволяет легко натаскивать их для разных целей. Например, военные Мозамбика применяют крыс для поиска мин.
Но современные нейроинженеры пошли еще дальше. Они научили крыс играть в легендарный шутер под названием Doom II. Грызуны освоили искусство стрельбы по демонам и поиск выхода с уровня. Чтобы совершаемые крысами движения переводились в действия, инженеры разработали установку под названием «Крысиный VR». В ее основе лежит использование трекбола, который размещен напротив большого изогнутого монитора. Трекбол – это шар, на который ставят крысу. Когда она идет, бежит или меняет направление, устройство считывает эти движения, передавая соответствующие команды в Doom II. Если животное выполняет правильное действие, то оно получает вознаграждение.
Для чего учить крысу играть в шутер
Получается, пока одних специалистов специально обучают тому, как проводится профилактическая дератизация, другие учат крыс играть. Резонно задаться вопросом, а зачем это нужно? Ведь эти грызуны все-таки в живой природе доставляют немало хлопот человеку. Именно поэтому на dezses18.ru часто фиксируют обращения простых людей, которые просят профессиональных дератизаторов избавить их от соседства с крысами и мышами.
Главная идея эксперимента нейроинженеров состоит в том, чтобы найти способы улучшения сферы протезирования и обеспечить комфортную работу интерфейса «компьютер-человек». И эти наработки способны оказать значительную помощь людям, имеющим физические ограничения. Кроме того, некоторые достигнутые в ходе экспериментов результаты помогут сделать шаг в сторону освоения ускоренного обучения человека. Чтобы понимать, о чем речь, стоит напомнить, как Нео в «Матрице» выучил кун-фу или как Тринити освоила навыки пилотирования самолета, а потом и спортивного мотоцикла.
Как крысы попали в виртуальную реальность
Поместив крысу на трекбол, нужно было зафиксировать ее положение, чтобы животное не падало. Для этой цели использовали роботизированную руку. К тому же перед крысой поместили трубку с сахарной водой, которую животное пило каждый раз, когда совершало какое-то успешное действие. И получать такую воду у животного был мощный стимул, поскольку при обучении крыса испытывала сильную жажду.
Труднее всего, по словам инженеров, было обеспечить стрельбу по виртуальным персонажам. Дело в том, что крыса не связывала стрельбу с актом убийства компьютерного персонажа. Поэтому приняли решение о том, чтобы животное воспринимало виртуальных врагов, как источник вознаграждения. Получалась следующая ассоциация – чтобы попить сладкой водички, нужно выстрелить в объект на экране.
Ну а когда враг нападал на крысу, то это сопровождалось неприятным воздействием в виде дуновения сжатым воздухом крысе прямо в мордочку. Ну а для того, чтобы животное «не стреляло» во все подряд в попытке получить вознаграждение, внедрили систему уменьшения вознаграждения.
Сам процесс выстрела достигался наклоном головы крысы, который тут же считывали подключенные сенсоры. Вот таким не самым простым, но действенным способом животных научили играть в культовый шутер с видом от первого лица. И достигнутые результаты уже позволяют сделать ряд полезных выводов. А еще они формируют базу для дальнейших экспериментов, которые могут оказаться весьма полезными для людей.